Дата публикации
10.12.2020

Министерством образования Московской области в соответствии
с
Ведомственной программой профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области
на 2020- 2022 годы, утвержденной распоряжением министерства образования Московской области от 19.12.2019 № 2106, и Планом – графиком публичных обсуждений результатов правоприменительной практики в 2020 годуежеквартально проводились
публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области:

05 февраля 2020 года организовано и проведено публичное обсуждение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области за 4 квартал 2019 года;

23 апреля 2020 года организовано и проведено публичное обсуждение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области за 1 квартал 2020 года;

11 сентября 2020 года организовано и проведено публичное обсуждение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области за 2 квартал 2020 года;

18 ноября 202 года организовано и проведено публичное обсуждение результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования Московской области за 3 квартал 2020 года.

В I квартале 2020 года публичное обсуждение проведено на территории городского округа Богородский по адресу: Московская область,
г Ногинск, ул. Текстилей, д. 31
.

В мероприятии приняли участие 300 человек:

сотрудники Управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области;

члены межведомственной рабочей группы по устранению административных барьеров для бизнеса в сфере образования;

представители муниципальных органов управления образованием;

руководители муниципальных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории городских округов Богородский, Павлово-Посадский, Электросталь, Электрогорск Московской области.

В рамках обсуждения результатов правоприменительной практики Министерства за 4 квартал 2019 года были заданы вопросы:

1)Проректором по УМР ФАУ ДПО ВИПКЛХ Вуколовой И.А. (о внесении сведений о выданных документах об образовании в ФИС ФРДО);

2)директором СОШ № 5 г.о. Богородский Кочетовой И.В. (об оформлении приказа о зачислении на платные образовательные услуги);

3)директором СОШ № 24 г.о. Богородский Фомичевой Е.А. (о размещении на сайте ОО приказа о зачислении в 1 класс).

Во IIIV кварталах 2020 года в целях реализации постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области» мероприятия проводились в режиме видеоконференции с последующим размещением видеоматериалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мероприятия проведены в формате видеоконференции в конференц-зале Министерства образования Московской области, расположенном по адресу:

Московская область, Одинцовский район, пос. Ново-Ивановское,
ул. Калинина, дом 1.


С целью проведения мероприятий:

были разработаны программы публичных мероприятий Министерства образования Московской области;

на официальном сайте Министерства размещены уведомления подконтрольным лицам о проведении публичных обсуждений с информацией о дате, времени и месте проведения публичных обсуждений в формате видеоконференции;

определен перечень подконтрольных субъектов, которым направляются приглашения для участия в публичных обсуждениях;

направлены приглашения для участия в публичных обсуждениях;

проведены разъяснительные мероприятия о целях и задачах публичных обсуждений.

В мероприятиях приняли участие более 600 человек:

сотрудники Управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области;

члены межведомственной рабочей группы по устранению административных барьеров для бизнеса в сфере образования;

представители муниципальных органов управления образованием;

руководители муниципальных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области.

В ходе публичных обсуждений выступили с докладами:

начальник управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области Гребцова Анна Владимировна;

заместитель начальника управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области Гусельникова Маргарита Васильевна;

заведующий отделом государственного надзора за соблюдением законодательства в области образования в управлении государственного (контроля) надзора в сфере образования Министерства образования Московской области Жигульская Елена Николаевна;

заведующий отделом государственного контроля качества образования в управлении государственного (контроля) надзора в сфере образования Министерства образования Московской области Новикова Ирина Анатольевна.

В ходе обсуждения результатов правоприменительной практики за 2020 год подконтрольным субъектам даны

Рекомендации по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования, подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Содержание вопроса

Рекомендации по соблюдению ОТ

Сколько предметов должны содержать учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план на уровне среднего общего образования?

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план на уровне среднего общего образования должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

(п.18.3.1 разделаIII ФГОС СОО ФГОС СОО в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613)

Сколько учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области должен содержать учебный план профиля обучения (кроме универсального).

Учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области

и (или) смежной с ней предметной области (п.18.3.1 разделаIII ФГОС СОО ФГОС СОО в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613)

Образовательная организация была включена на июнь 2020 года в План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Будет ли проводиться контрольно-надзорное мероприятие, если да, то в какой форме?

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина от 18.03.2020 № ММ-П36-1945, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приказами Министерства образования Московской области от 24.03.2020 № Пр-357, от 14.04.2020 № Пр-373 все плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведениекоторых запланирована с 20 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года, отменены.

Если предписание об устранении выявленных нарушений не выполнено в срок, возможно ли продление срока его исполнения?

Продление срока исполнения ранее выданного предписания не предусмотрено законодательством.

В соответствии с частью 7 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать 3 месяца.

Применяются ли льготы при приеме по программам среднего профессионального образования при проведении конкурса аттестатов абитуриентов?

Нет, так как согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение осуществляется на принципах равных условий для всех поступающих, за исключением лиц, которым Федеральным законом № 273-ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. В отношении лиц, поступающих на обучение по программам СПО таких особых прав (преимуществ) не установлено.

Кто устанавливает формы вступительных испытаний. Можно ли учитывать при приеме по вступительным экзаменам средний балл аттестата?

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема (п. 30 Порядка приема на обучение по ОП СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36)

Проверяемая организация имеет страницы в сети Интернет на официальном сайте учредителя. Будет ли нарушением размещение информации и документов на сайте учредителя?

Образовательные организации согласно пункту 21 части 3 статьи 28 и в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечивают создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет", а также формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

Если проверяемая организация не имеет официального сайта со своим по доменным именем и (или) сетевым адресом, позволяющим идентифицировать сайт в сети "Интернет", а размещает информацию и сведения на странице какого-либо иного сайта, то выявленное нарушение может быть сформулировано следующим образом:

В нарушение п. 21 ч. 3 ст. 28 и ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3, 6 и 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582, и пп. 2 и 3 требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014г. № 785, проверяемой организацией не обеспечено создание и ведение официального сайта в сети «Интернет».

Является ли нарушением, еслина момент проведения проверки в образовательной организации не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?

Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Закон об образовании не обязывает до возникновения конфликтной ситуации определять персональный состав такой комиссии.

Нарушением будет отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также не создание комиссии при наличии заявления от участника образовательных отношений.

По результатам проверки лицензионных требований организации вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Чтобы исполнить предписание необходимо переоформить лицензию
на осуществление образовательной деятельности. Откажет ли лицензирующий орган в переоформлении лицензии?

Если для исполнения предписания необходимо переоформить лицензию, то документы принимаются к рассмотрению.

Во всех остальных случаях образовательная организация получит отказ до момента полного исполнения предписания и снятия его с контроля.

Установлено ли каким- либо нормативным правовым документом обязательное количество научных работников
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по реализации дополнительных профессиональных программ?

Обязательное количество научных работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ, законодательством, нормативными правовыми актами РФ не определено.

Какими документами определяются требования к оснащению кабинетов, при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Данные требования определяются Распоряжением Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Также при проверке используются сведения, внесенные в раздел «Материально-техническое обеспечение», самостоятельно разработанной и утвержденной организацией образовательной программы.

Кем определяются учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования. Имеется ли федеральный перечень таких изданий?

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

Федеральный перечень учебников разработан только для организаций, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

Если предписание об устранении выявленных нарушений не выполнено в срок, возможно ли продление срока его исполнения?

Продление срока исполнения ранее выданного предписания не предусмотрено законодательством.

В соответствии с частью 7 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать 3 месяца.

Применяются ли льготы при приеме по программам среднего профессионального образования при проведении конкурса аттестатов абитуриентов?

Нет, так как согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение осуществляется на принципах равных условий для всех поступающих, за исключением лиц, которым Федеральным законом № 273-ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. В отношении лиц, поступающих на обучение по программам СПО таких особых прав (преимуществ) не установлено.

Кто устанавливает формы вступительных испытаний. Можно ли учитывать при приеме по вступительным экзаменам средний балл аттестата?

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема (п. 30 Порядка приема на обучение по ОП СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36)

Проверяемая организация имеет страницы в сети Интернет на официальном сайте учредителя. Будет ли нарушением размещение информации и документов на сайте учредителя?

Образовательные организации согласно пункту 21 части 3 статьи 28 и в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечивают создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет", а также формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

Если проверяемая организация не имеет официального сайта со своим по доменным именем и (или) сетевым адресом, позволяющим идентифицировать сайт в сети "Интернет", а размещает информацию и сведения на странице какого-либо иного сайта, то выявленное нарушение может быть сформулировано следующим образом:

В нарушение п. 21 ч. 3 ст. 28 и ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3, 6 и 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582, и пп. 2 и 3 требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014г. № 785, проверяемой организацией не обеспечено создание и ведение официального сайта в сети «Интернет».

Является ли нарушением, еслина момент проведения проверки в образовательной организации не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?

Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Закон об образовании не обязывает до возникновения конфликтной ситуации определять персональный состав такой комиссии.

Нарушением будет отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также не создание комиссии при наличии заявления от участника образовательных отношений.

По результатам проверки лицензионных требований организации вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Чтобы исполнить предписание необходимо переоформить лицензию
на осуществление образовательной деятельности. Откажет ли лицензирующий орган в переоформлении лицензии?

Если для исполнения предписания необходимо переоформить лицензию, то документы принимаются к рассмотрению.

Во всех остальных случаях образовательная организация получит отказ до момента полного исполнения предписания и снятия его с контроля.

Какими документами определяются требования к оснащению кабинетов, при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Данные требования определяются Распоряжением Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Также при проверке используются сведения, внесенные в раздел «Материально-техническое обеспечение», самостоятельно разработанной и утвержденной организацией образовательной программы.

Установлено ли каким- либо нормативным правовым документом обязательное количество научных работников
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по реализации дополнительных профессиональных программ?

Обязательное количество научных работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ, законодательством, нормативными правовыми актами РФ не определено.

В связи с увеличением количества контрольных мероприятий, проводимых Министерствомбез взаимодействия с ЮЛ, какие изменения в законодательной базе, регулирующей ведение официального сайта образовательной организации, планируются в 2021 году?

С 1 января 2021 г. устанавливаются требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"

Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831
"Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60867.

Для размещения информации на сайте образовательной организацией должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации". Страницы специального раздела должны быть доступны без дополнительной регистрации.

Специальный раздел должен включать в себя ряд подразделов, в числе которых: "Основные сведения"; "Структура и органы управления образовательной организацией"; "Документы"; "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав"; "Платные образовательные услуги"; "Вакантные места для приема (перевода) обучающихся"; "Доступная среда"; "Международное сотрудничество", и прочее.

Сайт должен иметь версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

При размещении информации на сайте в виде файлов к ним устанавливаются следующие требования:

обеспечение возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат");

обеспечение возможности их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").

Все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:

максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб, либо он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;

сканирование документа (если производилось сканирование бумажного документа) должно быть выполнено с разрешением не менее 100 dpi;

отсканированный текст (если производилось сканирование бумажного документа) в электронной копии документа должен быть читаемым;

электронные документы, подписанные электронной подписью, должны соответствовать условиям статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" для их признания равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.

Кем определяется стоимость платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1441 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг (далее - Правила).

Важно!

Пунктом 5 (абзац 1) Правил установлено, что разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения.

Определение стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется указанными организациями.

В соответствии с пунктом 6 Правил отказ заказчика от предоставляемых ему исполнителем дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договором, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору.

Постановление вступает в силу 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года.

Министерство обращает внимание руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на следующее.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 19.30) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил оказания платных образовательных услуг - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Является ли обязательным для индивидуальных предпринимателей Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденныйПриказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373?

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2020 г. регистрационный N 59599) утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 вступает в силу с 1 января 2021 года.

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014, которым утвержден аналогичный Порядок, с внесенными в него изменениями, признается утратившим силу с 1 января 2021 года.

Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей.

Министерство обращает внимание руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на следующее:

Требования, содержащиеся в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере ведения, являются обязательными. Их соблюдение оценивается Министерством при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору).

Обязательна ли подача заявления для приема в 1 класс с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг?

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 утвержден порядок приема детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Основные нововведения:

- распорядительный акт о закреплении школы за микрорайоном должен издаваться муниципалитетом не позднее 15 марта текущего года. Школа должна опубликовать этот документ на своем сайте в течение 10 календарных дней с момента его издания;

- в приказе описано, кто имеет право на внеочередной, первоочередной и преимущественный прием в учебное заведение;

- право преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования получили дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, в те образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры;

- прием заявлений на обучение в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории, а также имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный прием, начинается 1 апреля и завершается 30 июня текущего года. Директор школы издает приказ о приеме детей в течение 3-х рабочих дней после завершения приема заявлений;

- для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года;

- обучение в начальной школе начинается с момента достижения ребенком 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. Для обучения в более раннем или более позднем возрасте требуется письменное заявление родителей (законных представителей) и разрешение учредителя школы;

- дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;

- документы о приеме в школу можно подать лично или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или по электронной почте образовательной организации, или через официальный сайт школы, или с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг.

Распространяется ли форма самообразования на профессиональное обучение?

Приказом Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"с 22.09.2020 актуализирован порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе
в учебных центрах профессиональной квалификации и
на производстве, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований.

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

Отчисляются ли из базовой организации обучающиеся на период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике, если да, то в каком порядке?

Установлен порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ

Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764.

Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Сетевая образовательная программа осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором.

Сторонами договора о сетевой форме являются:

базовая организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение и которая несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой образовательной программы;

организация-участник - организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), обладающая ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе.

Обучающиеся по сетевой образовательной программе являются обучающимися базовой организации, а в период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике - также обучающимися указанной организации.

На период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике обучающиеся не отчисляются из базовой организации.

Выплата обучающимся по сетевой образовательной программе стипендий и других денежных выплат, предоставление иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством об образовании, осуществляется базовой организацией в течение всего срока реализации сетевой образовательной программы.

Организации-участники не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации.

Лицам, успешно освоившим сетевую образовательную программу и прошедшим итоговую (государственной итоговую) аттестацию, базовой организацией выдаются документы об образовании и (или) о квалификации. В случае, предусмотренном договором о сетевой форме, наряду с указанными документами выпускникам выдаются документы об образовании и (или) о квалификации образовательной организации-участника.

Приводится примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

В рамках обсуждения результатов правоприменительной практики Министерства за 2020 год были даны ответы навопросы, полученные предварительно по электронной почте.

По итогам проведенного анкетирования 98% участников высказали мнение о том, что считают подобный формат общения очень полезным и эффективным.

Информация о проведении публичных обсужденийразмещена на официальном сайте Министерства образования Московской области, видеозапись проведенных мероприятий -на канале Youtube:

1 квартал –

https://www.youtube.com/watch?v=leOpJxLzG_w&feature=youtu.be

2 квартал –

https://www.youtube.com/watch?v=P4C2oD_78to

3 квартал - https://www.youtube.com/watch?v=f02ifrIM71c&feature=youtu.be

https://www.youtube.com/watch?v=9QBOcaNmF9E&feature=youtu.be

4 квартал –

https://www.youtube.com/watch?v=BMAz-J2zwpk